Воронеж ЮристЮридическое агентство "Фемида" г. НововоронежРуководитель Лукина Елена Ивановна г. Нововоронеж, ул.Первомайская, д. 7Б тел. 8 (920) 402-26-65, 8 (951) 867-50-69 |
Главная | О нас | Как доехать | График работы | Вопрос - ответ | Продажа недвижимости |
Важными и спорными до настоящего времени, несмотря на давность событий, связанных с чернобыльской трагедией, являются вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия.
Это не только вопросы возмещения вреда, полученного вследствие аварии, произошедшей на чернобыльской атомной электростанции в 1986г., но также, связанные с радиационными воздействиями, полученными в результате аварии на ПО «Маяк», на семипалатинском полигоне и иных объектах радиационного назначения.
Блок вопросов очень разнообразен: от признания льготного статуса и получения удостоверения о праве на льготы до назначения различных компенсационных выплат в возмещение вреда.
Вопрос:
Впервые норма о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалиду ЧАЭС в виде «пенсии в размере фактического ущерба» на основе его заработка за период работы на ЧАЭС была введена Постановлением ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, СМ СССР и ВЦСПС от 7 мая 1986 г. № 524-156 (рассекречено письмом Управления Делами Совета Министров СССР от 25 мая 1990 г. № 0-169) «Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий и организаций зоны Чернобыльской атомной электростанции. Опубликовано – «Льготы ветеранам войны, воинам-интернационалистам и другим категориям граждан СССР».
Затем правила расчета суммы возмещения вреда (далее СВВ) были закреплены в Законе РФ №1244-1 от 15.05.1991г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы", в который впоследствии вносились изменения.
Правило было одно: если у инвалида ЧАЭС с 1986 г. по март 1996 г. имелось право на возмещение вреда в размере утраченного заработка ( вначале в виде «пенсии в размере фактического ущерба») исходя из заработка за период работы на ЧАЭС, и он пользовался этим правом реально, начиная с 1993 года по март 1996 года, то отказать ему в этом праве невозможно, так как это означало бы одно: придать сегодняшней норме обратную силу.
Поэтому право на расчет суммы в возмещение вреда из заработка (например, за четыре месяца работы на ЧАЭС) у инвалида ЧАЭС сохранено, при условии если он уже не воспользовался правом выбора на исчисление СВВ.
По общему правилу, закрепленному в ГК РФ, нормы гражданского законодательства обратную силу не имеют, за исключением случаев, когда в самом законе законодатель оговаривает, что данной норме придается обратная сила (ст. 4 ГК РФ).
При решении вопросов исчисления суммы возмещения вреда следует помнить одно: все изменения, вносимые законодательными актами могут быть применены, в случае если пострадавшему возмещение уже назначено по ранее действовавшим нормам, и применить их возможно при условии, если такой перерасчет улучшает положение пострадавшего.
Различные вопросы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных объектах (ПО «Маяк», Семипалатинский полигон, подразделение особого риска и др.), а также членам их семей, в т.ч. вдовам, и в настоящее время очень неоднозначно решаются органами социальной защиты населения и военкоматами (для военнослужащих инвалидов ЧАЭС) и требуют зачастую решения компетентных судебных органов.
Именно поэтому данной теме посвящены многие Пленумы и Постановления Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.
До настоящего времени вносятся изменения и дополнения в базовое действующее законодательство, регулирующее предоставление прав и гарантий гражданам указанной категории.
У ФЕМИДЫ большой практический опыт, приобретенный в т.ч. в Европейском Суде по правам человека в решении именно таких вопросов, связанных с возмещением вреда и иными мерами социальной поддержки граждан, получивших радиационное воздействие, приведшее к заболеванию и (или) инвалидности, или являющихся ликвидаторами последствий аварийных ситуаций.