Воронеж ЮристЮридическое агентство "Фемида" г. НововоронежРуководитель Лукина Елена Ивановна г. Нововоронеж, ул.Первомайская, д. 7Б тел. 8 (920) 402-26-65, 8 (951) 867-50-69 |
Главная | О нас | Как доехать | График работы | Вопрос - ответ | Продажа недвижимости |
Важными и спорными до настоящего времени, несмотря на давность событий, связанных с чернобыльской трагедией, являются вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия.
Это не только вопросы возмещения вреда, полученного вследствие аварии, произошедшей на чернобыльской атомной электростанции в 1986г., но также, связанные с радиационными воздействиями, полученными в результате аварии на ПО «Маяк», на семипалатинском полигоне и иных объектах радиационного назначения.
Блок вопросов очень разнообразен: от признания льготного статуса и получения удостоверения о праве на льготы до назначения различных компенсационных выплат в возмещение вреда.
Вопрос:
В первоначальной редакции №179-ФЗ право на возмещение инвалиду было закреплено следующим образом:
"25) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации."
После отнесения ряда чернобыльских выплат к социальным выплатам, тот же п. 25 ст. 14 стал звучать так:
«25) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Точку в этом вопросе поставил Конституционный Суд РФ №11-П от 19.06.2002 года: он выплату возмещения вреда, причинного здоровью, к разряду социальных выплат не отнес.
Также актуальны до настоящего времени и вопросы индексации сумм возмещаемого вреда. Хотя на коэффициенты инфляции СВВ ежегодно органами социальной защиты населения согласно Постановлений Правительства РФ индексируется, в судебных инстанциях до сих пор рассматриваются вопросы, связанные с индексацией СВВ за прошедший период, в т.ч. на коэффициенты минимального размера оплаты труда, начиная с июля 2000года на к 1,581 и с января 2001года на к 1,515.
По данному поводу инвалиды ЧАЭС обращались в Конституционный суд РФ с жалобой и просили проверить конституционность правоприменительной практики, в результате которой признанный в свое время государством объем положенного по закону возмещения вреда, оказался не в полной степени защищенным от инфляции. Постановлением КС РФ № 11-П от 19.06.2002 г., было подтверждено, что правовые позиции высказанные КС РФ в Постановлении № 18-П от 01.12.1997 г. полностью сохраняют свою силу и обязательны для судов общей юрисдикции при рассмотрении ими споров и о размере и об индексации сумм возмещаемого вреда, причиненного здоровью.
Тема получения льготного статуса участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ПО «Маяк», Семипалатинском полигоне, других особо значимых радиоактивных объектах, выплата различных ежемесячных и единовременных компенсаций, исчисление правильного размера возмещаемого вреда и пр. актуальна до настоящего времени.
Различные вопросы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных объектах (ПО «Маяк», Семипалатинский полигон, подразделение особого риска и др.), а также членам их семей, в т.ч. вдовам, и в настоящее время очень неоднозначно решаются органами социальной защиты населения и военкоматами (для военнослужащих инвалидов ЧАЭС) и требуют зачастую решения компетентных судебных органов.
Именно поэтому данной теме посвящены многие Пленумы и Постановления Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.
До настоящего времени вносятся изменения и дополнения в базовое действующее законодательство, регулирующее предоставление прав и гарантий гражданам указанной категории. Так 02 июля 2013года Федеральным законом №151-ФЗ в основной базовый Закон «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» были внесены изменения, касающиеся дополнительных мер социальной поддержки гражданам, проживающим (работающим) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Поправки обусловлены Постановлением Конституционного Суда РФ №23-П от 24 октября 2012 года.
У ФЕМИДЫ большой практический опыт, приобретенный в т.ч. в Европейском Суде по правам человека в решении именно таких вопросов, связанных с возмещением вреда и иными мерами социальной поддержки граждан, получивших радиационное воздействие, приведшее к заболеванию и (или) инвалидности, или являющихся ликвидаторами последствий аварийных ситуаций