Воронеж ЮристЮридическое агентство "Фемида" г. НововоронежРуководитель Лукина Елена Ивановна г. Нововоронеж, ул.Первомайская, д. 7Б тел. 8 (920) 402-26-65, 8 8 (920) 216-18-50 |
Главная | О нас | Как доехать | График работы | Вопрос - ответ | Продажа недвижимости |
Консультация юристаВажными и спорными до настоящего времени, несмотря на давность событий, связанных с чернобыльской трагедией, являются вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия. Это не только вопросы возмещения вреда, полученного вследствие аварии, произошедшей на чернобыльской атомной электростанции в 1986г., но также, связанные с радиационными воздействиями, полученными в результате аварии на ПО «Маяк», на семипалатинском полигоне и иных объектах радиационного назначения. Вопрос: Имеет ли вдова инвалида ЧАЭС (а также иные члены его семьи) право на долю компенсации возмещения вреда, получаемой при жизни умершим кормильцем?Ответ: Данный вопрос часто возникает после смерти льготоносителя, которым являлся инвалид вследствие радиационного воздействия, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, а также приравненные к этой категории граждане, подвергшиеся воздействию радиации и пострадавшие вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, при участии в подразделениях особого риска и пр. В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на членов семей, потерявших кормильца из числа погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, умерших инвалидов ЧАЭС распространяются некоторые меры социальной поддержки (ранее в законе имелась трактовка: «льготы и компенсации»), которыми они пользовались при жизни льготоносителя. Это п.п. 3.7,8,12-15 части первой статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, выплачиваемая в соответствии с п.15 ст.14. Для получения данной компенсации необходимо два условия. Это прежде всего нетрудоспособность члена семьи, претендующего на выплату, и подтвержденный документально факт его нахождения на иждивении умершего кормильца при его жизни. Как правило, органы социальной защиты населения единственным документальным подтверждением принимают только решение суда об установлении юридического факта нахождения на иждивении. Однако с этим положением можно спорить, так как нормы ФЗ №125 «Об обязательном социальном страховании …», которые могут в этой части применяться, позволяют определять данные факты на основании иных документальных доказательств, напр., достижение нетрудоспособного возраста 55 и 60 лет, установление инвалидности и пр. Лицам до достижения 18 лет данная компенсация возмещение вреда назначается безапелляционно и продлевается до достижения возраста 23 лет при условии обучения по очной форме. Итак, в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Согласно закона размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Право да данную компенсацию имеют также и члены семьи умершего ликвидатора вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Однако, как констатировал в своем Определении Конституционный Суд РФ №1085-О-П от 16.12.2008г., «..если умерший кормилец имел статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, то, по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", основанием для предоставления мер социальной поддержки его семье является смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, независимо от причины смерти данного лица. Следовательно, предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов, на которых распространялись такие меры, направлено на сохранение для семей, потерявших кормильца из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию, обеспеченных им при жизни кормильца условий доступности социально значимых благ и услуг. В отличие от членов семей инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, кормильцы которых при жизни имели право на получение соответствующих мер социальной поддержки, ч.4.ст.14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", распространяя на членов семей граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующие меры социальной поддержки, не обусловливает их предоставление наличием у умершего кормильца права на аналогичные меры социальной поддержки. Кроме того, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не обладают правом на возмещение вреда посредством ежемесячных денежных компенсаций (за исключением граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах, которым в случае утраты трудоспособности, не повлекшей установление инвалидности, согласно п.4.ч.1.ст.15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы независимо от степени утраты трудоспособности, хотя ряд мер социальной поддержки, предусмотренных ч.1.ст.14 названного Закона, может им предоставляться на основании его статьи 15. Еще одно отличие социальной защиты членов семей граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, в сравнении с членами семей инвалидов- чернобыльцев - то, что основанием для возникновения у них права на возмещение вреда и меры социальной поддержки является установление причинной связи смерти кормильца с воздействием радиационных факторов (пункт 6 и подпункт в пункта 11 Разъяснения N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2001 года N 83). В связи с тем, что право членов семьи гражданина, умершего вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда возникает безотносительно к наличию такого права у умершего кормильца, исключается возможность применения способа определения размеров таких выплат, установленного частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применительно к инвалидам-чернобыльцам и членам их семей. Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 июня 2011 года N 842-О-О, распространение в части 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" права на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15части первой данной статьи, на семьи, которые потеряли кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, означает, что законодатель исходил из необходимости обеспечить указанным гражданам право на возмещение вреда, причиненного смертью пострадавшего вследствие воздействия радиации кормильца, посредством ежемесячных выплат, как и в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием на равных условиях с членами семей умерших инвалидов-чернобыльцев. Но самой главной и первой задачей при решении вопроса о назначении компенсационной выплаты в возмещение вреда членам семьи, потерявшим кормильца, в т.ч. вдовам инвалидов ЧАЭС, все же остается установление юридического факта нахождения на иждивении в судебном порядке, так как ответчик-орган социальной защиты населения всегда возражает, да и Роструд (Федеральная служба по труду и занятости), которую суды привлекают в качестве третьего лица выступает против удовлетворения требований об установлении факта нахождения на иждивении и признании права на назначение компенсационных выплат вдов. Однако, в данном случае при грамотном ведении дела, применяя действующее законодательство, обосновывая заявленные требования на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О, факт нахождения на иждивении может быть установлен в судебном порядке путём определения соотношения между объёмом помощи, оказываемой умершим супругом, и собственными доходами иждивенца, а также иными фактами, подлежащими доказыванию в процессе. У Фемиды большой практический опыт, приобретенный в судах общей юрисдикции при решении именно таких вопросов, связанных с установлением юридических фактов нахождения на иждивении, признании членами семьи умершего, совместном проживании с льготоносителем и пр. вопросами, необходимыми при определении права на возмещение вреда в случае потери кормильца, умершего вследствие радиационных последствий. Назад в рубрику "Вопрос-Ответ"
|